Федеральный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс

Учебный план начальный общего образования (недельный)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Образовательная деятельность лиц с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в МБОУ Ежинской ООШ, реализующей основные
образовательные программы начального общего, основного общего
образования Томской области нормируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в редакции от 26 мая 2021г.;
- приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020
№ 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №
115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ»
- письмом Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента общего образования Томской области от 24.09.2014
№ 15 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений
областной государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях»;
- письмами, содержащими рекомендации и разъяснения Министерства

Просвещения Российской Федерации по отдельным видам деятельности
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- письмами других ведомств Российской Федерации, регламентирующими
особенности образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов.
Индивидуальный учебный план для обучающихся 3 класса (вариант 1 по
ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ Ежинской ООШ фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который
устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательная организация
выбрала для данных обучающихся 1 вариант сроков обучения (I- IV; V-IX
классы (9 лет), учитывая:
-особенности психофизического развития обучающихся, сформированности у
них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных
потребностей;
-наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
На данном этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые реализуются во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
обеспечивает
реализацию
особых
образовательных
отношений,
(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 5 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение
осуществляется общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающегося с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной
организации.
Образовательные
организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего

психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, разрабатываются с участием родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования).
Дети с умственной отсталостью плохо приспосабливаются к
окружающему миру, с трудом усваивают общепринятые нормы поведения,
овладевают
навыками
общения.
Нарушения
в
интеллектуальном,
эмоционально-волевом развитии, неспособность к адекватным формам
общения приводят к тому, что дети не могут правильно ориентироваться в
жизненных ситуациях.
Цель обучения – коррекция личности ребенка с проблемами в развитии,
социальная адаптация его в современном обществе сверстников и взрослых
людей, необходимость формирования не столько знаний о разных сферах
жизнедеятельности, сколько умений адекватно действовать, вести себя в
конкретных жизненных ситуациях.
Занятия с педагогом-психологом.
Коррекционно-развивающая
работа
педагога-психолога
с
обучающимися ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную
и социальную сферу жизни и самосознания детей.
Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные
программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорноперцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития
ребенка в целом, поведение детей и подростков, личностного развития в целом
и отдельных его аспектах.
Система коррекционно-развивающей работы является неотъемлемой
частью адаптированной образовательной программы и обеспечивает:
 Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью, обусловленных недостатками в их физическом и
(или) психическом развитии;
 Осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся.
Коррекционно-развивающие занятия выполняют задачи подготовки
выпускника к самостоятельной жизни, готовят к вступлению в сложный мир
производственных и человеческих отношений.
Примерный недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):III класс
Предметные
области

Классы

Количество часов
в неделю

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание 3.1.Мир природы и человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
5.Физическая
5.1. Адаптивная физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Ручной труд
Русский язык
Речевая практика
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика):
«Ритмика»

III
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
3
1
1
1
23
6
2

«Психокоррекционные занятия»

2

«Занятия с логопедом»

2

Внеурочная деятельность

4

Развитие читательской грамотности

1

Музыкальный театр

1

Волшебные краски

1

Шахматы

1

Всего к финансированию

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».