Образовательная программа дополнительного образования детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативные документы
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ
Ежинской ООШ (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(постановление главного санитарного врача России от 30 июня 2020 года
№16);
- Устав МБОУ Ежинской ООШ.
2.Цели и задачи дополнительного образования
Цели дополнительного образования детей на 2021 -2022 учебный год
заключаются в развитии и совершенствовании системы дополнительного
образования детей в школе, призванной обеспечить:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том
числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучить интересы и потребности обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспеченить гарантии права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечить необходимые условия для личностного, духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
- сформировать условия для создания единого образовательного
пространства;
- сформировать и развивать творческих способностей обучающихся;
- сформировать общую культуру личности обучающихся, их социализации и
адаптации к жизни в обществе;
- сформировать культуру здорового образа жизни, укрепления здоровья
обучающихся;
- создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего
народа.
Дополнительное образование организуется в целях создания единого
образовательного пространства в школе, оно связано с индивидуальным
развитием ребенка в культуре, которое он выбирает самостоятельно в
соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
3.Классификация дополнительных образовательных программ по
направленностям
В Учреждении реализуется программа дополнительного образования
по следующим направлениям:
Направление
Название программы
Возраст
программы
Физкультурно«Волейбол»
9-17 лет
спортивное
Художественно«Волшебная палитра»
5-7 лет
эстетическое
«Волейбол». Программа разработана для учащихся 9-17 лет. Срок
реализации – 3 года.
«Волшебная палитра». Срок реализации - 1 год. Количество часов в неделю
- 1 час, 34 часа в год.

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется
через физкультурно-спортивную, художественную.
Целью художественной направленности является: нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с
обучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 технологические
(использование
различных
педагогических
технологий в организации работы с детьми)

 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания).
Дополнительная образовательная программа соответствует целям
общественного развития, обеспечивает всестороннее удовлетворение
образовательных
потребностей
личности,
соответствует
образовательным интересам детского и взрослого населения,
учитывает уровень развития детей. Содержание дополнительной
общеобразовательной программы ориентировано на создание условий
для социального, культурного, профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности, ее интеграции в системы
отечественной и мировой культур; на укрепление психического и
физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального
благополучия и положительную социализацию.
Дополнительная
образовательная
программа
направлена
на
становление следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей
жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте;
использование наблюдений, измерений, моделирования;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартного их применения);
- информационная компетентность (способность работать с разными
источниками информации; способность к критическому суждению в
отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными
технологиями в общении с людьми;
- коммуникативная компетентность (владение различными средствами
письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм
вербального и невербального общения, способов формирования и
формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей
деятельности);
- социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и
культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; способность
участвовать в деятельности демократических институтов; готовность к
участию в позитивных социальных преобразованиях на уровне класса,
школы, населенного пункта, региона, страны);

- организаторская компетентность (планирование и управление собственной
деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности;
способность принимать ответственность за собственные действия; владение
способами
совместной
деятельности).
4. Организация образовательного процесса в системе дополнительного
образования детей
Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В
период школьных каникул занятия могут:
•проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся;
•создаваться различные объединения с постоянным и переменным составами
детей на базе образовательного учреждения, а также по месту жительства
детей.
Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая
воскресные и каникулярные дни. Между занятиями в общеобразовательном
учреждении и посещением объединений дополнительного образования детей
должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или
всем составом объединения , как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам, в которых могут заниматься учащиеся в
возрасте от 5 до 17 лет. В работе объединений могут принимать участие
родители, но без включения в списочный состав и по согласованию с
педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы
и, соответственно, программой педагога, при этом не рекомендуется, чтобы
наполняемость групп превышала 15 человек (за исключением хоровых,
спортивных и т.п.).
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы
должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом
случае средства могут быть использованы на открытие новых детских
объединений.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть
зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но
успешно прошедшие собеседование или иные испытания.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется
уставом учреждения и программой педагога. После 30-40 мин. занятий
необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха
детей
и
проветривания
помещений.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
Организация занятий
с
использованием
компьютерной
техники должна соответствовать документу: «Гигиенические требования к
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и
организация работы с ними» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 13.06.2003 № 118).

Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от
30 до 60 минут 1-2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность
индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается уставом
учреждения и программой педагога. Занятия в системе дополнительного
образования детей заканчиваются не позднее 17.00 часов.
5. Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее
освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих
целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную
основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет
продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных
программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и
личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены
в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические
знания по программе и
практические
умения,
предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может

проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль
достижений, концерт и т.д.)
Анализ
результатов
образовательной
деятельности
детских
объединений дополнительного образования учреждения осуществляется в
мае на основе отчетов педагогов дополнительного образования, контроля
посещаемости учебных занятий и массовых мероприятий администрацией
школы, итогов участия учащихся школы в олимпиадах, конкурсах,
соревнованиях и общешкольных мероприятиях.
Расписание занятий дополнительного образования МБОУ Ежинской ООШ
Название
программы
Волейбол

ПН

Волшебная
палитра

Дни недели
ВТ
СР
ЧТ
16.0016.0017.00
17.00
15.00 16.00

ПТ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного
образования детей //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
5. festival.1september.ru.
2. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2000.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: - М.: 2002.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной
Школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
5. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
М.,2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».