10.12.2018
Согласно новому порядку
проведения ГИА-9, итоговое собеседование становится допуском к ОГЭ.
Изменения формата экзамена по
русскому языку в 2018-2019 учебном году в 9-х классах Учащиеся 9 классов будут
сдавать русский язык в два этапа:
- собеседование (устная
часть);
- письменная часть.
Собеседование – это устная
часть и с 2019 года обязательная часть экзамена. В проведении собеседования
участвует экзаменатор-собеседник и эксперт из числа учителей русского языка и
литературы, во время экзамена ведется аудиозапись, а само испытание длится
около 15-16 минут. Результат оценивается на "зачет"/"незачет".
Для обучающихся с ОВЗ продолжительность итогового собеседования по русскому
языку увеличивается на 30 минут.
Максимальный результат устной
части составляет 19 баллов, а минимальный проходной порог – 10 баллов.
Результат: Зачет от 19 баллов Незачет 0-9 баллов.
Для участия в итоговом
собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в школе. Указанные
заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового
собеседовании по русскому языку. В 2019 году не позднее 30 января 2019 года.
Расписание устного
собеседования в 2019 году:
- 13 февраля;
- 13 марта;
- 6 мая.
Отметим, что, если школьник
не смог сдать в первый раз, у него останется еще три попытки на пересдачу.
Собеседование по русскому
языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым
ответом:
Задание 1 – чтение вслух
текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с
привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое
монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в
диалоге.
Задание 1. Чтение вслух
текста научно-публицистического стиля. Задание 1 направлено на контроль навыков
техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания
читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной
речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация,
фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса),
соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
Задание 2. Пересказ текста с
включением приведённого высказывания. Во втором задании учащимся будет
предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное
высказывание. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли
цельный текст.
Задание 3. Тематическое
монологическое высказывание. Во время беседы с экзаменатором, учащемуся
предлагалось три темы, из которых он мог выбрать один вариант и построит свое
высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем
главным типа текста: описание, повествование и рассуждение.
Задание 4. Участие в диалоге.
В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор –
экзаменуемый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму
коммуникации. По окончании монологического высказывания учащегося
экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы
заранее и зафиксированы в карточке собеседника.
Проверка ответов участников
итогового собеседования по русскому языку завершается не позднее чем через пять
календарных дней с даты его проведения.
В письменной части основного предмета ОГЭ 2019
года ФИПИ не анонсировала изменений и ученикам, закачивающим 9 класс, предстоит
сдавать русский язык в уже привычном формате.
Как
подготовиться к итоговому собеседованию?
• большая часть текстов в
билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории.
Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других
известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей
известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях –
просмотрите интернет-источники на предмет громких спасательных операций МЧС или
подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко
следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
• отточите навык
монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и
высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом
послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;
• ведите диалоги – обсуждайте
интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по
какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе
диалога обдумывать доказательства и аргументы;
• читайте вслух – берите любые тексты, сделав
подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте
их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.